Давид Михайлович Кузнец

(1861 – 1912)

Купец первой гильдии, домовладелец, промышленник, меценат, общественный деятель, представитель еврейской общины Иркутска. Давид Михайлович принимал активное участие в общественной жизни города. Состоял членом ряда благотворительных и культурно-просветительных обществ Иркутской губернии. Вошёл в исполнительную комиссию по организации городской милиции. Заведовал возведением нового здания приюта для престарелых евреев. На постройку было израсходовано 16 000 рублей. Пожертвовал на устройство астрономической обсерватории на крыше здания ВСОРГО в 1910 году. Состоял членом Иркутского губернского дамского комитета попечительства о тюрьмах, Иркутского отделения музыкального общества, был вице-президентом общества поощрения конезаводства. Немалые суммы жертвовал в различные фонды помощи обучающимся сибирякам. Вкладывал средства в разработку угольных копей Сибири, в строительство мостов через реку Селенгу и Амур, основал завод по монтажу железнодорожных мостов, спичечное производство в селе Усолье. Отличился при постройке железнодорожного пути по льду Байкала. Во время Русско-Японской войны от объемов грузов, перевозимых через Байкал, напрямую зависело снабжение русской армии. Эту работу Управление Забайкальской железной дороги поручило Давиду Кузнецу. Укладка рельсового пути по льду озера от станции Байкал до станции Танхой была окончена за три недели. Работа проходила в тяжелых погодных условиях, морозы достигали 30 градусов. Вслед за укладчиками двигался под парами паровоз с полным составом. Главной трудностью в создании рельсового пути были трещины, которые постоянно образовывались на байкальском льду. Рабочие накрест перекрывали эти места длинными, не скрепленными между собой брусьями. На клети затем укладывали шпалы и рельсы. Получалось, что в случае движения льда из-за трещины эти кресты из брусьев сжимались или расширялись, предохраняя рельсовый путь от разрушения. Железная дорога по байкальскому льду была подготовлена в срок, началась доставка военных грузов через Байкал. Они двигались конной тягой. Император России Николай II поздравил всех, кто принимал участие в строительстве и эксплуатации железной дороги по льду Байкала. За успешное выполнение подряда Давид Кузнец был награжден золотыми часами и пожалован званием потомственного почетного гражданина города Иркутска.