Доржи Банзаров

(1822 – 1855)

Монголист, первый бурятский профессионально подготовленный ученый, национальная гордость бурятского народаКогда Банзар Боргонов, отставной казачий пятидесятник вез своего девятилетнего сына Доржо из родного улуса в Селенгинскую церковно-приходскую школу на учебу, думал, что сына научат писать, читать, говорить по-русски, и тогда он сможет стать большим казачьим начальником. Но мальчику была уготована совсем другая судьба, судьба бурятского Ломоносова. Он закончил и школу, и гимназию и даже Университет. Выучил, кроме русского, и восточные языки – монгольский, маньчжурский, санскрит, тюркские и западноевропейские. Читал литературные источники на языках оригинала. Еще в студенческие годы Банзаров написал несколько научно-популярных книг по географии и грамматике на монгольском языке, затем защитил кандидатскую диссертацию на тему "Чёрная вера или шаманство у монголов". Эта работа, написанная Банзаровым, когда ему было всего 24 года, удивила учёных-востоковедов России и Европы. Сочинение свидетельствовало о ясном и зрелом философском миропонимании, передовом для 1840-х годов. Имя Доржи Банзарова с этого времени встало в первые ряды западноевропейских учёных-востоковедов. Банзаров увлеченно занимался Востоком, писал, переводил, размышлял. С помощью его многочисленных работ были сделаны важные исторические выводы. "Кроме ученого своего значения, Банзаров замечателен и потому, что представляет собою живой пример благодетельного влияния России на инородцев. А укажите в Англии просвещенных ею индейцев или в Париже – ученых алжирцев" (Учёно-литературный журнал "Москвитянин", Москва 1855). В Европейских университетах в то время не было ни одного выходца из малых народов. Банзаров сломал стереотип, доказал, что национальность, расовая принадлежность не связана с интеллектуальными возможностями. Так началось преодоление расизма в образовании и науке. На собственном примере показал заблуждение нацизма, в основе своей отрицающего равные возможности всех национальностей.